Кельтские танцы в Санкт-Петербурге

Павел Мнёв, Татьяна Мнёва


11 мая нынешнего года в клубе "Спартак" состоялся концерт, который назывался, как явствовало из афиш, "Ирландские танцы". В концерте принимали участие две московские группы: Mervent (ex Si Mhor) и Art Ceilidh, и одна питерская - Reelroad.

Ни одна из этих групп в особом представлении не нуждается. Группа Art Ceilidh - это высокопрофессиональная группа, играющая не столько кельтскую музыку, сколько свои представления о кельтской музыке. Именно их стараниями в Москве год назад вышел диск под названием "Кельтомания", в котором, впрочем, представлено, в основном, именное такое, не слишком близкое музыкантам Петербурга направление ума. Группа Mervent(юго-восточный ветер) - любимейшая в нашем городе московская группа, очень близкая к питерскому пониманию кельтской музыки. О группе Reelroad можно и вовсе ничего не говорить - она достаточно хорошо известна в здешней местности.

Концерт удался на славу. Кроме интересной музыки, были и заявленные в программе танцы. Причем питерские танцоры (не подумайте только, что это 2-3 человека, ничего подобного, ощущение обычно такое, как будто танцуют сотни человек, а сколько на самом деле - никому не известно) танцевали так, как танцуют кельтские танцы здесь у нас, а арфистка (и вокалистка) группы Mervent продемонстрировала, как танцуют в Москве. Танцует она, кстати, удивительно красиво.

Через пять дней после того на сетевом форуме www.celtic.ru появилось объявление о срочном создании в Москве "ликбеза по народным танцам", который собралась проводить Анастасия Паписова, та самая арфистка и вокалистка группы Mervent. Объявлению был предпослан некий текст, в котором, в достаточно восторженных тонах, повествовалось о впечатлении, произведенном на московских музыкантов танцующей питерской публикой. Москвичи, танцевавшие до сих пор нечто сценическое, на манер известного Риверданса, теперь хотят танцевать то же и так же, как в Питере, то есть народные танцы [1].

Надо сказать, что на нашей (авторов), не так, чтобы уж очень короткой памяти, это едва ли не первый случай (если забыть об отношении москвичей к Мариинскому театру), когда несовпадение культурных традиций между обеими столицами трактуется москвичами в пользу питерцев.

История любого культурного явления, хотя бы даже и недавняя, всегда интересна и почти никому достоверно не известна. Для того, чтобы выяснить, как кельтские танцы в нашем городе начинались и в каком виде они сейчас существуют, мы обратились к очень уважаемым среди танцоров людям - Володе Михайлову и Диме Лещеву.

По их мнению, началом исполнения кельтских танцев в Питере следует считать 1997 год, а основоположниками (то есть первыми танцорами) - толкиенистов.

Кстати, авторы этих строк присутствовали в 1998 году на фестивале "Питерский волынщик", проходившем тогда в Екатерингофском парке, и хорошо помнят, что и как тогда танцевали. Ни о каких кельтских танцах в их нынешнем виде не было никакого помину. Плясали радостно и весело кто во что горазд, по большей части, взявшись за руки и лихо несясь вприпрыжку под музыку.

В том виде, в каком явление "кельтские танцы в Питере" существует теперь, оно образовалось в начале ноября 1999 года, когда в клубе "Шалтай-Болтай" стал действовать семинар по танцам под руководством Лены Суховой. Именно с тех пор за питерскими танцорами утвердилось название "танцоры из Шалтая", или просто "шалтайцы". Названия эти известны не только в нашем городе и используются по сию пору, хотя уже нет самого "Шалтай-Болтая", а семинар по танцам несколько раз менял место своего функционирования. В нынешнем году он проходил один раз в неделю (по пятницам) в школе №534, иногда к этим занятиям добавлялись занятия в Театре танца на Фонтанке (театр "Визит") - тоже раз в неделю, по вторникам. Кроме того, танцоры стараются ходить на все так называемые "африканские среды" - проходящие по средам в арт-кафе "Африка" "Кельтские танцевальные вечеринки", и, по возможности, на все концерты групп, играющих танцевальную кельтскую музыку. Обычно такие концерты происходят в клубах "Зоопарк" и "Спартак".

Никакой иерархии среди танцоров, говорят, нет. Нет и никакого отбора танцоров: прийти на семинар может любой - было бы желание. Отношения среди танцоров очень доброжелательные - это видно даже со стороны. Занятия в школе №534 - бесплатные, занятия в театре "Визит" стоят 10 рублей.

Лена Суховая, которая вела семинар по танцам с момента его основания и до нынешнего года (сейчас она его не ведет по счастливым техническим обстоятельствам), привезла танцы с фестиваля в Бретани. Увидела, запомнила и привезла в Питер. Сейчас танцам обучают Лидия Калинина и Наташа Кокунько, которая раньше занималась средневековыми танцами у реконструкторов [2].

Новые танцы продолжают появляться так же, как и новая музыка, с бретонских фестивалей; доходят до Питера и видеокассеты с записями народных, чаще всего - ирландских танцев; делятся своими запасами и те же реконструкторы.

Основной костяк танцевального семинара составляет примерно человек 30. На занятия в школу №534 приходит обычно от 30 до 50 человек. Разница между этими двумя числами образуется за счет тех иногда случайных, а иногда и вовсе не случайных людей, которые каким-то образом попали впервые на концерт кельтской музыки, увидели танцы (впечатление, честное слово, очень сильное - говорим по собственному опыту) и пошли учиться, чтобы уметь так же.

Нина Харакоз, аккордеонистка "Reelroad", которая тоже занимается в семинаре по танцам, отметила и некоторые сезонные колебания в рассматриваемом нами явлении. Она утверждает, что после больших кельтских праздников, таких, как День Св. Патрика (март) и Самайн(октябрь), которые празднуются в нашем городе не первый год и собирают очень много народа, обычно начинается наплыв народа на семинар по танцам, причем приходят люди целыми семьями.

Если кто-то внимательно прочитал написанное выше, то он вполне мог сделать абсолютно правильный вывод, что занятия танцами - дело достаточно серьезное и отнимающее немало времени. Поэтому не все из пришедших на семинар продолжают ходить на него и дальше.

На концертах же, по словам Володи и Димы, танцуют человек 70. Не беремся с ними спорить, но на посторонний взгляд - значительно больше.

Большинство танцующих молоды - средний их возраст 20-24 года. Почти все - студенты последних курсов. Но есть, конечно, и менее молодые люди, есть, наоборот, и совсем юные. Наташа Кокунько, например, не старше-, а младшекурсница. Встречаются даже и школьники. На наш коварный вопрос, откуда, то есть из каких, существовавших до семинара по танцам, тусовок образовалась рассматриваемая нами в данный момент общность людей, бдительные Володя и Дима в один голос выразили каждый свое субъективное мнение, прозвучавшее так: "лучшие люди приходят не из тусовок!" Тем не менее они рассказали, что первоначально сообщество танцоров составляли, чуть ли не в основном, выходцы из трех не так, чтобы родственных, но в общем, понятных друг другу групп - толкиенистов, ролевиков и реконструкторов. Володя и Дима особо настаивали на том, что эти группы никак нельзя путать между собой. Надеемся, что никто и не перепутает.

На еще более коварный вопрос: покинули ли люди, всерьез занявшиеся кельтскими танцами, свои прежние тусовки или же как-то эти увлечения совмещают, Володя и Дима сказали, что бывает и так, и сяк. Тем не менее танцоры вместе не только ходят на занятия, на "африканские среды" и на концерты, но сплотились уже в некоторую группу, со своими дружескими и прочими связями, с совместными поездками за город и т.д.

Танцуют и средневековые танцы, традиция обучения которым восходит к танцевальным занятиям реконструкторов (танцевальные занятия реконструкторов - это, кстати, еще одна школа кельтских танцев), и не такие старые. Кроме бретонских, ирландских и шотландских танцев, исполняют также балканские, латышские, финские и многие другие. Список исполняемых в Питере танцев длинен, и приводить его незачем, тем более, что он все время пополняется. Если смотреть со стороны, то наибольшее оживление среди танцоров вызывают такие танцы, как джиги, рилы, латышские и финские польки, скоттиш (так в Бретани называется танец, в других местах известный, как экосез), ан дро, ларидэ и мазурки. Менее популярны (в Петербурге) такие танцы, как рондо, разнообразные гавоты, казабар, плин и cast et chroat (название этого танца почему-то пока не перевелось на кириллицу, поэтому придется писать так). Есть танцы и вовсе экзотические, названия которых практически не употребляются, хотя сами танцы танцуются. Вообще же репертуар танцоров, естественно, постепенно меняется. Сейчас (так они говорят) происходит некоторое уменьшение огромной некогда доли бретонских танцев и некоторое увеличение доли ирландских. Со стороны этого пока не видно.

Занятия по танцам происходят под кассетные записи, обычно под записи нескольких особенно любимых питерских групп, а что это за группы - мы расскажем в следующий раз.

10-11 июня возле арт-кафе "Африка" (Набережная Мойки, 106, прямо напротив арки "Новой Голландии") должен состояться очередной ежегодный фестиваль фолк-музыки "Волынщик" [3]. На сетевом форуме veresk.ru царит по этому поводу оживление: московские любители кельтской музыки объединяются под девизом "Едем танцевать в Питер!"

Путь между двумя столицами не слишком длинен и дорога накатанная. Удачных кельтских танцев в Санкт-Петербурге, господа питерцы и господа москвичи!



Примечания:

1. Московский способ исполнения танцев под кельтскую музыку сами москвичи характеризуют словом "степ".
[обратно к тексту]

2. Смысл деятельности реконструкторов - это история, но в ее не описательной, а, если можно так выразиться, объемной и динамической ипостаси. Задачи, которые они перед собой ставят - это воссоздать тот или иной отрезок времени на известном пространстве со всеми его бытовыми и культурными деталями. Этот отрезок времени должен быть не так чтобы слишком велик и вовсе не обязательно значителен в смысле влияния на дальнейшее развитие мировых судеб. То есть, это может быть не только битва при Гастингсе, но и - с тем же успехом - свадьба крестьянской дочери и пастуха или драка между двумя семействами по поводу украденной козы. Для всего этого требуются не только исторические знания, но и некоторые специальные умения, без которых было не обойтись в исследуемую эпоху, как то: шитье платьев, танцевание танцев и т.д. В упомянутой уже школе № 534 происходят, например, фехтовальные занятия реконструкторов.
[обратно к тексту]

3. С вопросами по данному поводу можно обращаться по телефону 114-32-98 или по адресу http://www.africa.f2s.com
[обратно к тексту]

Пчела #33 (май-июнь 2001)

 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Смотрите описание сантехник на дом на нашем сайте.

Письмо в "Пчелу"