БОГАДЕЛЬНЯ - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО БОГ

Интервью с матерью благочинной инокиней Зоей и дежурной сестрой Верой Бородиной.


Корреспондент «Пчелы» посетил богадельню при Новодевичьем монастыре и побеседовал с матерью благочинной инокиней Зоей и дежурной сестрой Верой Бородиной.

Пчела: Когда была создана богадельня? Кому принадлежит инициатива ее создания?

В. Б.: Богадельня начиналась не отсюда. Начиналась она с храма св. Андрея Критского в Володарской. Начинал ее священник отец Евгений вместе с настоятелем отцом Валерием (он сейчас благочинный). Первую насельницу, Александру, привезли как раз перед самым постом, 22 февраля 1995 года. А в основном они набирались из больницы Ксении Блаженной. Все бабушки трудные. Кто ходить не может, кто что. Но в основном, т. к. они уже пожилые, у них склеротическое состояние головного мозга - речь не связывается с мыслями. А так все бабушки молитвенные, все молятся. Сюда мы переехали, когда отца Евгения перевели сюда служить. Бабушки возопили и попросились с ним сюда. Митрополит благословил, матушка настоятельница София приняла и, таким образом, мы и переехали сюда.

М. З.: Я хочу добавить, что видно Богу было угодно, чтобы здесь была богадельня. Когда отец Евгений еще учился в медицинском институте на последних курсах и одновременно работал в больнице Блаженной Ксении, он там насмотрелся на несчастных брошенных бабушек: они в больнице живут, а когда им выписываться - трагедия: выписываться некуда, дома никто не ждет. Тогда, по-моему, речь в первый раз и зашла о богадельне. Но это было очень давно, лет десять тому назад. Затем он окончил институт, семинарию, стал священником, и тогда настало время осуществить его мечту. По согласованию с настоятелем храма св. Андрея Критского он сумел организовать богадельню в Володарской, а потом, когда его перевели служить в наш монастырь, он высказал пожелание не расставаться со своими бабушками, и начальство, духовенство наше высшее, пошло ему навстречу. Таким образом, богадельня два года назад переехала сюда и теперь находится при монастыре, живет по монастырскому уставу, по монастырскому течению. Все сестры бабушек любят, помогают как могут...

Пчела: А что значит -"по монастырскому уставу"?

М. З.: Они живут приблизительно также, как и сестры, с тем только отличием, что не трудятся. Подчиняются распоряжениям настоятельницы матушки Софии. Для них обязательным является утреннее и вечернее молитвенное правило, по праздникам - исповедь и причастие. Распорядок их дня согласован с монастырским распорядком: приблизительно одновременно с нами они трапезничают, у них тоже есть определенные часы подъема утром и отхода ко сну вечером и т. д. Вот так бесхитростно изо дня в день... Конечно, они устают друг от друга - бабушки старенькие, путанные...

Пчела: Чем богадельня отличается от социальных учреждений по уходу за престарелыми?

В. Б.: Многие не правильно понимают, что такое богадельня. Думают, что здесь просто кормят людей, следят за ними.... Но богадельня - это прежде всего Бог. Это Господь. И в этом и кроется глубочайшее отличие. Оно уже в самом названии... К Нему мы стремимся, всегда обращаемся к Нему, молимся...

М. З.: Даже наши немощные бабушки молятся-трудятся, а самое главное они периодически исповедуются и причащаются. Это дает им колоссальные силы. Наши бабушки не болеют. И лекарств у них нет. Когда они к нам поступали, поступали очень больные, с мешками лекарств, рецептами... Основное отличие в том, что здесь все проникнуто любовью и стремлением к Богу.

Пчела: И именно это помогает им обходиться без лекарств?

М. З.: Стремление к Богу - это не помощь, это основа существования.

Пчела: Как давно и где в Санкт-Петербурге и Ленинградской области стали проявляться первые богадельни? Как вам кажется, с чем это связано?

М. З.: Во всем Божья воля. Сейчас период второго крещения на Руси. Этого, по-моему, невозможно не заметить. Открываются храмы, монастыри... И христианские дела милосердия тоже стали неизбежно проявляться. Священники и благочестивые миряне стали помогать заключенным, многодетным семьям, открывать богадельни... Богадельня в Володарской была одной из самых первых.

Пчела: Я слышала, что это самая большая богадельня в городе?

В. Б.: Я тоже так слышала...

Пчела: Бабушки к вам просятся?

В. Б.: Ой, просятся!...В храм на службы приходят, спрашивают. Но у нас, сами видите... Кровать уже больше некуда поставить... Здесь задумывалась одновременно трапезная и молельня. А получилось... Сначала одну коечку поставили, а теперь их четверо тут живут.

Пчела: Здесь работает специальный персонал?

В. Б.: Мы, сестры, трое, перешли сюда вместе с бабушками, помогать. И сначала мы одни работали. Сейчас матушка нам послушниц в помощь выделяет. Мы дежурим через трое суток. Матушка Зоя следит, чтобы все было по-домашнему, так что, все, что дома требуется, мы и делаем. И уборка, и стирка. Вот только не готовим.

М. З.: Я хотела бы отметить работу наших сестер-сиделок. Необыкновенные, самоотверженные... Не всегда такое встретишь, когда сестра себя не щадит. Сложился круг помощников - прихожан церкви, верующих людей, которые прослышав, что здесь богадельня, пришли и сказали: "Чем вам помочь?" - Да, пожалуйста, постирайте занавески, погладьте белье, посидите с бабушками, почитайте. Приходят, помогают. Приносят печеньице, конфетки. Посидят, почитают, помоют полы, новости расскажут. Это богоугодная деятельность. И праздники религиозные так положено проводить: сначала помолиться и причаститься на службе, а потом заниматься делами богоугодными - навестить болящего, сделать что-то полезное для души, своей и окружающих. Таким образом и спасаемся.

Пчела: Как вы относитесь к людям, у которых пожилые родственники находятся на чьем-то попечении?

М. З.: Надо знать ситуацию, и огульно нельзя ничего сказать. Наверное, есть и безобразные случаи, наверное, есть случаи, которые можно оправдать как-то. А так просто, беспредметно, нет смысла даже высказывать свое мнение.

НазваниеАдресТелефонКоличество местПримечание
Дом-интернат для престарелыхпос. Кикерино, Волосовский район24 местаОткрыт в 1997 г. Строительство велось в рамках соглашения между правительством Финляндии и руководством Ленинградской области. Рассчитан на ингерманландцев, проживающих в Северо-западном регионе. Подобные дома созданы в поселках Колтуши и Тайцы.
Богадельня при Новодевичьем монастыреМосковский пр., 100294-5364 факс: 252-11669 человекИ. о. настоятельницы - монахиня София (Силина)
Богадельня при Покрово-Тервеническом монастыреЛенинградская обл., Лодейнопольский район, с. Тервиничи, ул. Нагорная, д. 30595-9501, 8 (264) 17-3253 старушкиНастоятельница - монахиня Лукиана (Рысева) (обращаться: матушка игуменья или матушка Лукиана)
Богадельня При храме св. Андрея Критского в Володарской138-9768 Священник Валерий Швецов6 человекПравославное благотворительное религиозное общество ревнителей веры и православия св. прав. Иоанна Кронштадтского
Богадельня "Покровская обитель"Священник Александр Степанов, ответственный секретарь - Татьяна Владимировна Шухина323-28675 лежачих стариковСанкт-Петербургское православное благотворительное братство св. Анастасии Узорешительницы
В рамках благотворительной деятельности прихода Вознесенского (Софийского) собора в Царском Селе строится богадельня на 25 коек. Налаживается патронажная служба. 465-4747 Настоятель - прот. Геннадий Зверев


Пчела #24-25 (январь-апрель 2000)



<<Работа защитника прав. Часть2. (Выпуск #52(New)). Полный текст интервью. >>


Работа защитника прав. Часть2.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107

 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"